Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.

Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся 9 классов – умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

Заявления об участии в итоговом собеседовании по русскому языку подаются в своей школе не позднее чем за две недели до начала проведения собеседования.

Итоговое собеседование по русскому языку проводится во вторую среду февраля. В дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) повторно допускаются к итоговому собеседованию участники, получившие «незачет», не явившиеся по уважительным причинам, а также участники, которые не смогли завершить итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Нормативные документы

Приложение №1 Порядок проведения ИС в дистанционной форме
Приложение №2 Заявление на участие в ИС 9
Приложение №3 Инструкция для ответственного специалиста ОО
Приложение №4 Инструкция для технического специалиста ОО
Приложение №5 Инструкция для собеседника
Приложение №6 Инструкция для эксперта
Приложение №7 Инструкция для организатора проведения ИС
Приложение №8 Акт о досрочном завершении
Приложение №9 Акт об удаление участника
Приложение №10 Критерии ОВЗ

  • Основной срок – 12 февраля 2025 года
  • Дополнительные сроки – 12 марта и 21 апреля 2025 года

Итоговое собеседование начинается в 09.00 часов.

Итоговое собеседование по русскому языку для учащихся 9 классов введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Итоговое собеседование по русскому языку как обязательное условие допуска к ГИА-9 проводится для всех обучающихся 9 классов.

Итоговое собеседование выпускники 9 классов проходят в своей школе, оценивается оно по системе «зачет/незачет». Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около 1 минуты, само собеседование займет около 15 минут.

Контрольные измерительные материалы итогового собеседования состоят из четырех заданий:

  • Задание 1 – чтение текста вслух;
  • Задание 2 – подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.
  • Задание 3 – монологическое высказывание.
  • Задание 4 – участие в диалоге с экзаменатором-собеседником.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, – это тексты о выдающихся людях России. Оценка выполнения заданий будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Участники итогового собеседования, нарушившие указанные требования, удаляются с итогового собеседования.

Проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям.

Не позднее чем через пять календарных дней с даты его проведения завершается проверка ответов участников итогового собеседования. Результатом является «зачет» или «незачет».

Ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования организует образовательная организация под подпись обучающихся и (или) их родителей (законных представителей).

Для участия в итоговом сочинении участники не позднее чем за две недели до начала проведения ИС-9 подают заявление и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (по выбору экстернов).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления для участия в ИС-9 предъявляют копию рекомендаций Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, а также (при наличии) копию рекомендаций ПМПК.

Повторно допускаются к ИС-9 в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) следующие участники:

  • получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);
  • не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
  • не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
  • удаленные с итогового собеседования за нарушение требований Порядка.

Проверка и оценивание итогового собеседования экспертами должны завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования. «Зачет» выставляется участникам итогового собеседования, набравшим необходимое количество баллов (от 10 до 20 баллов).

Результат итогового собеседования как допуска к ГИА действует бессрочно.

Лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды принимают участие в итоговом собеседовании по русскому языку.

Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании по русскому языку предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Для участников итогового собеседования по русскому языку с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового собеседования по русскому языку увеличивается на 30 минут.

Для участников итогового собеседования по русскому языку с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, организуют проведение итогового собеседования по русскому языку в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итогового собеседования по русскому языку организуется на дому или в медицинском учреждении.

При проведении итогового собеседования по русскому языку при необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей.

Обучающимся, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить ни одного задания контрольных измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку, возможно выполнение заданий в письменной форме. В этом случае необходимо наличие соответствующих рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Для участников с расстройствами аутистического спектра – привлечение в качестве экзаменатора-собеседника специалиста – дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник знаком.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, самостоятельно определяют категории участников итогового собеседования по русскому языку с ограниченными возможностями здоровья, участников итогового собеседования по русскому языку – детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют выполнить им все задания итогового собеседования по русскому языку, а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования, и определяют минимальное количество баллов для указанной категории участников итогового собеседования по русскому языку, необходимое для получения результата «зачет», отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования по русскому языку для остальных категорий участников итогового собеседования по русскому языку.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

ТЕЛЕФОНЫ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» ПО ВОПРОСАМ ГИА

8 (863) 269-57-42
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

8 (863) 282-22-05
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования РО

8 (863) 210-50-08
Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования

8 (863) 240-18-73
Управление образования города Ростова-на-Дону

8 (863) 245-19-40
МКУ «Отдел образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону»

8 (863) 231-59-01
ЧОУ «Православная СОШ»