Количество свободных мест
Количество свободных мест

Безопасность

Безопасность – многозначное понятие в различных средах жизнедеятельности человека. Безопасность человека – такое состояние, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма человека в целом, а также его сознания и психики, не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.

Цель данного раздела – формировать у людей безопасную модель поведения как стиль жизни. Мы надеемся, что размещенная в разделе информация: законодательные акты, правила, рекомендации, советы специалистов и т.д. помогут вам в повседневной жизни, а также станут основой культуры безопасности.

Антитеррористическая безопасность

Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Выражается в применении силы, агрессии, бандитизме, терроризме, разжигании розни, провокации беспорядков, террористических акциях, методах партизанской войны.

Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию. Если складывается революционная ситуация, или государство охвачено длительной гражданской войной – можно говорить о "вынужденном экстремизме".

Терроризм (от лат. terrorem – устрашение) – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением насилия. Суть терроризма – насилие с целью устрашения. В современности под терроризмом понимают:

  • политику насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны;
  • метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги или взрывы жилых помещений, магазинов, вокзалов, транспортных средств, захват заложников, угоны самолетов и т.д. 

Жертвами терактов становятся рядовые граждане – случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное, наиболее беззащитная часть населения – дети.

Несколько десятков лет назад слово «терроризм» казалось далеким и не имеющим никакого отношения к обычным людям, тем более к детям. Сегодня это слово прочно вошло в лексикон, а террористическая угроза стала повседневной реальностью. Перед государством встала неотложная задача – обеспечить защиту подрастающего поколения от этой страшной опасности.

Охрана школы

Антитеррористическая безопасность в школе обеспечивается с помощью комплекса мероприятий, проводимых совместно с администрацией, муниципальными властями, правоохранительными структурами:

  1. Осуществление охраны школы совместно с силами вневедомственной охраны или частных охранных предприятий, в чьи функции входит: обеспечение безопасности школы и всей территории, а также предотвращение опасных ситуаций; установление пропускного режима и запрет на свободный пропуск посторонних людей; защита персонала и детей от любых насильственных действий на охраняемой территории.
  2. Укрепление объекта в инженерно-техническом отношении: установление надежных решеток на окна; замена дверей на металлические с запорами.
  3. Оборудование объекта технической защитой: системой охранной сигнализации; кнопкой тревожного вызова; камерами видеонаблюдения; системами контроля за радиационным, химическим состоянием окружающей среды.
  4. Подготовка паспорта антитеррористической защищенности.
  5. Организация противопожарной и электробезопасности.
  6. Обучение мероприятиям по гражданской обороне: формирование у педагогического коллектива и учащихся культуры безопасности; контроль всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность в школе; улучшение материально-технической базы в плане охраны школьного учреждения.

Функции руководителя

Ответственный за антитеррористическую безопасность в школе - руководитель, то есть директор школы. Его главные функции - это организация совместных мероприятий с правоохранительными органами и контроль за действиями по обеспечению безопасности на всей территории учебного заведения. Постоянно действующим органом, управляющим деятельностью по осуществлению безопасности учебного заведения, является антитеррористическая комиссия. В ее состав включаются заместитель директора, начальник штаба гражданской обороны, механик, электрик и другие лица по усмотрению руководителя. Основанием для создания комиссии служит приказ об обеспечении антитеррористической безопасности в школе.

Деятельность комиссии

Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы. В комплекс предупредительных мер входят:

  • ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
  • регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов; тщательный контроль за подбором кадров;
  • систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
  • обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
  • инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.

Действия при подозрении на вероятность теракта

Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:

  • попытка проникновения в школу посторонних людей;
  • стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
  • ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
  • изучение подсобных помещений посторонними людьми;
  • прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
  • выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.

Действия при появлении посторонних предметов

Инструкции по антитеррористической безопасности в школе предполагают следующие действия, которые должны предпринять члены комиссии при появлении незнакомых предметов:

  • зафиксировать время обнаружения и известить директора школы;
  • эвакуировать всех людей, находящихся в данный момент на территории школы;
  • срочно известить все службы и органы правопорядка и обеспечить контроль за их беспрепятственным подъездом к месту нахождения предмета;
  • всех прибывших на место происшествия лиц пропускать после тщательной проверки и с разрешения директора.

Работа с учащимися

Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:

  • трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
  • брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
  • нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.

Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:

  • попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге;
  • если это возможно, записать номер звонившего;
  • запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т.д.;
  • во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
  • записать время разговора;
  • сразу после звонка сообщить о нем только директору школы или его заместителю;
  • не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора.

Организация безопасности в праздничные дни

Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:

  • проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
  • усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
  • дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
  • ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
  • контроль за работой охранников;
  • своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.

Формы работы с детьми

Для обеспечения эффективной защиты школы от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми – учащимися младших классов. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни.

Терроризм – опасное явление в современной жизни, которое затрагивает все слои общества. Знание правил поведения при угрозе теракта позволит защитить себя и окружающих от его последствий.

Нормативные документы

Пожарная безопасность

О правилах обращения с огнем и опасности пожаров следует говорить с детьми с самого раннего возраста. Эта важнейшая тема должна регулярно подниматься во время школьных уроков. Многие люди погибают в огне только из-за того, что не знают, что необходимо сделать для собственного спасения.

Предотвращение пожара дома

Минимально снизить вероятность возгорания в собственном жилище может каждая семья. Для того чтобы предотвратить пожар, необходимо пользоваться только исправными электроприборами. Обязательно читайте инструкции по эксплуатации. Уходя из дома, убедитесь, что вы отключили от сети все приборы с функцией постоянного нагрева. Речь идет об утюгах, обогревателях, щипцах для завивки волос и другой бытовой технике со схожим принципом работы. Это простейшие правила пожарной безопасности для школьников, которые должен знать каждый первоклассник. Без присмотра надолго нельзя оставлять включенную газовую плиту и горящие свечи.

Обращение с открытым огнем

Спички детям не игрушки – с этого утверждения следует начинать заучивать с детьми правила пожарной безопасности. Для школьников важно усвоить, насколько опасны зажигалки, средства для розжига и любые горючие смеси. Разводить костры можно только в специально предназначенных для этого местах. Погода не должна быть сухой, жаркой и ветреной. За горящим костром, как и за любым открытым огнем, следует следить. Желательно держать возле кострища воду и зеленые ветки, это первые средства для тушения возгорания на природе. Правила пожарной безопасности Российской Федерации должен знать каждый житель нашей страны. В летнюю жару во многих регионах страны начинаются лесные пожары. При объявлении пожароопасной обстановки в определенной местности не стоит разводить костры на природе.

Внимание: пожар!

Что делать, если пожар уже начался? При запахе гари, обнаружении дыма или источника огня необходимо оценить масштабы возгорания. Если вы не уверены, что сможете потушить огонь своими силами, срочно вызывайте пожарный расчет. При пожаре в квартире необходимо собрать документы и ценные вещи (если это возможно), и вместе с домашними животными покинуть квартиру. По возможности оповестите соседей по дому о пожаре. При звонке в пожарную службу (в России телефон 01), необходимо назвать свое Ф.И.О., адрес и характер возгорания. Ответьте на все вопросы диспетчера, подробная информация поможет составить правильный план тушения. К вам будет направлена пожарная команда со всем необходимым оборудованием.

Можно ли потушить пожар самостоятельно?

Способ тушения огня зависит от типа возгорания и площади, охваченной огнем. Если загорелся бытовой прибор, его необходимо обесточить (выключить из розетки или отключить электричество в квартире через распределительный щиток). Небольшие горящие предметы можно накрыть одеялом или покрывалом для предотвращения доступа воздуха к пламени. При возгорании в квартире зачастую единственным средством тушения является обычная вода. Желательно перед ее применением отключить электричество. Заливание дает неплохой результат, если горит древесина, текстиль, отделочные материалы. Правила пожарной безопасности для школьников включают в себя и обучение тушению огня. Если огонь не успел распространиться на значительную площадь, можно попробовать сбить его. Для этого подойдет любой достаточно большой кусок плотной материи – банное полотенце, покрывало. Намочите водой выбранный предмет и сбивайте огонь.

Возгорание в общественном здании

Полные новые правила пожарной безопасности обычно можно найти в виде сокращенных памяток в любом общественном здании. В учреждениях, где ежедневно бывает множество людей, обязательно есть пожарные щитки с огнетушителями и прочими средствами для борьбы с огнем. Если вы находитесь в общественном здании и в нем начался пожар, после объявления тревоги следует прослушать сообщение и направиться к выходу. В таких случаях для эвакуации посетителей обычно открываются запасные аварийные выходы. Старайтесь сохранять спокойствие. Покидать горящее здание следует быстрым шагом (не бегом), не толкаясь и не мешая окружающим. Если помещения сильно задымлены, промочите кусок чистой материи водой (подойдет носовой платок или мелкий предмет одежды) и закройте им рот и нос. Что делать, если огонь распространился на значительную площадь и вы не можете пройти к выходу из здания? Согласно ППБ (правила пожарной безопасности имеют именно такую аббревиатуру), необходимо укрыться в наименее задымленной комнате. Закройте дверь и заложите щели мокрыми тряпками или полотенцами. При пожаре нельзя прятаться. Укрывшись в шкафу или санузле, вы подвергаете себя опасности задохнуться дымом. Необходимо также позвать на помощь и сообщить о своем местонахождении. Если в комнате, где вы находитесь, нет открытого огня, можно открыть окна и привлечь внимание прохожих.

Что делать, если загорелась одежда на человеке?

Одна из наиболее страшных ситуаций – когда на человеке внезапно загорелась одежда. Ни в коем случае нельзя бежать. Лучше всего упасть на пол и кататься по нему, сбивая пламя. Если поблизости есть сугроб или водоем, смело падайте в него. Потушить огонь можно, облившись водой. При возгорании одежды на человеке в помещении, можно накрыться плотной тканью. Самое главное - не закрывать голову. После того как пламя будет сбито, необходимо вызвать скорую помощь. К обожженным поверхностям кожи можно приложить что-то холодное или куски материи, смоченные холодной водой. Если местами одежда прилипла к коже, не пытайтесь ее самостоятельно снять. Дождитесь приезда врачей. Пострадавшему можно дать таблетку комплексного обезболивающего средства.

Важно! Даже незначительное нарушение правил пожарной безопасности может привести к пожару. Осторожно обращайтесь с потенциально опасными предметами и будьте внимательны. Время от времени повторяйте правила поведения во время пожара, можно даже сделать короткую памятку на эту тему и повесить ее дома на видном месте.

Нормативные документы

Дорожная безопасность

Начиная с первого класса, все школьники изучают правила дорожного движения. Ведь лучший способ сохранить свою жизнь и здоровье – строго соблюдать эти правила. Казалось бы, что может быть проще, переходить улицу строго на зеленый сигнал светофора, по пешеходной "зебре" или через подземный переход. Но часто, торопясь по делам, мы сами нарушаем правила дорожного движения, и тем самым подаем своим детям дурной пример.

Школьники должны знать права и обязанности пешеходов:

  1. Все участники дорожного движения должны придерживаться правой стороны при движении: автомобилисты – на проезжей части, пешеходы – на тротуаре.
  2. Светофор имеет 3 вида сигнала: красный, зеленый и желтый (для пешеходов светофор имеет 2 вида: красный и зеленый). Красный свет означает "остановись, хода нет", желтый – "внимание", зеленый – "путь свободен".
    Важно! Дети должны научиться различать светофор для автомобилей от светофора для пешеходов. В то время, когда для автомобилей горит зеленый сигнал светофора, разрешающий им движение, на пешеходном светофоре загорается красный сигнал, запрещающий пешеходам переходить дорогу. И наоборот, когда для автомобилей горит красный свет, для пешеходов загорается зеленый, разрешающий движение.
  3. Если нет светофора, переходить улицу следует только по пешеходному переходу (наземному или подземному).
  4. Переходя улицу, следует убедиться, что опасность в виде приближающегося транспорта отсутствует.
  5. Автобус, троллейбус следует обходить сзади, трамвай – спереди.
  6. Переходя через проезжую часть, вначале следует посмотреть налево, убедившись, что движение беспрепятственно, дойти до середины дороги и посмотреть направо. Если дорога свободна, можно пересекать дорогу до конца, если нет, следует пропустить приближающийся транспорт.
  7. Нельзя выбегать на проезжую часть, не убедившись, что опасности в виде приближающегося транспорта не существует.

Кроме всего прочего, школьники должны понимать, что для всех участников дорожного движения предусмотрена своя территория для движения: транспорту – проезжая часть, пешеходам – тротуар. При отсутствии тротуара пешеходы могут перемещаться по обочине проезжей части, обязательно навстречу движущемуся транспорту (т.е. придерживаясь левой стороны).

Нормативные документы

Информационная безопасность

Сегодня личность ребенка формируется в информационном мире. Использование компьютера в образовательном процессе стремительно набирает обороты, в том числе и в ходе промежуточного и итогового оценивания его достижений. Все это оказывает влияние на интеллектуальное развитие учащихся, ИКТ активизируют самостоятельность, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Использование компьютера на уроках и во внеурочное время делает учебную деятельность более привлекательной. Учащиеся – опытные пользователи ИКТ отличаются более высоким и стабильным уровнем самооценки, с успехом принимают участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих и исследовательских работах. Возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов Интернета.

Однако современное состояние информационного пространства Сети можно определить как и источник угрозы информационной безопасности школьников. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать Интернет как благоприятную образовательную среду.

Факторы риска

  1. Контентные риски связаны с нахождением в сети различных материалов (текстов, картинок, аудио- и видеофайлов, ссылок на сторонние ресурсы). Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный, непредназначенный для детей (неподобающий) контент: материалы, содержащие насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть и т.д.
  2. Электроные риски – возможность столкнуться с хищением персональной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ. Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн мошенничество и спам.
  3. Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями интернет-пользователей. Включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования. Киберпреследования – это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство.
  4. Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя.

Факторы информационной среды, которые угрожают информационной безопасности школьников:

  • Доступность, бесконтрольность, неограниченный объем информации, поступающий к школьникам.
  • Наличие носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребенка.
  • Наличие специфических элементов, изменяющих психофизиологическое состояние детей.
  • Наличие информации манипулятивного характера, дезориентирующей школьников, которые ограничены в своих возможностях в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны сегодня как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети – дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность – защитить детей от негативного контента!

Нормативные документы

Безопасность на водных объектах

С наступлением летнего периода, когда дни становятся жаркими, школьников особенно привлекают водоемы. В большинстве случаев опасности подстерегают не тех детей, которые не умеют плавать, так как они обычно не заходят в воду глубже, чем по пояс, а тех, кто считает себя отличными пловцами.

Основными причинами гибели и травматизма на воде являются: купание в неустановленных и необорудованных для этих целей местах, несоблюдение элементарных мер безопасности на водоемах, в том числе отсутствие контроля со стороны взрослых за купающимися детьми.

Ребенок младшего школьного возраста всегда должен купаться и находиться на водоемах только под присмотром взрослых. Учащиеся старших классов подросткового возраста, если и идут сами к водоему, то должны плавать только в специально отведенных для этого местах с безопасным проверенным дном, при отсутствии глубоких ям, сильного течения, водоворотов или больших волн.

В летний купальный сезон каждый может оказаться в ситуации, когда исключительно от его умелых действий будет зависеть его жизнь и жизнь рядом находящегося человека. Поэтому важно не только знать правила поведения на воде и уметь плавать, но и обладать навыками поведения в критических ситуациях, уметь определить тонущего человека, оказать первую помощь в случае необходимости.

Правила поведения на воде

  1. Купайтесь только в специально отведенных местах, на оборудованных пляжах, где в случае несчастного случая вы можете получить специализированную помощь спасателя.
  2. Непроверенный водоем – водовороты, глубокие ямы, густые водоросли, холодные ключи, коряги, сильное течение, захламленное дно – может привести к травме, ныряние – к гибели.
  3. Не подплывайте к близко идущим (стоящим на якоре, у причалов) судам, катерам, лодкам, плотам, не ныряйте под них – это опасно для жизни, вас может затянуть под днище, винты, ударить бортом, захлестнуть волной.
  4. Соблюдайте правила пользования лодками и другими плавательными средствами:
    • при посадке в лодку нельзя вставать на борт или сиденья;
    • не перегружайте лодку или катер;
    • на ходу не выставляйте руки за борт;
    • не ныряйте с катера или лодки;
    • не садитесь на борт, не пересаживайтесь в воде с места на место или в другие плавсредства;
    • не разрешается кататься в тумане, вблизи шлюзов, плотин, а также останавливаться вблизи мостов или под ними;
    • нельзя ставить борт лодок параллельно идущей волне, так как она может опрокинуть судно;
    • поднимать пострадавшего из воды желательно с носа или кормы, иначе можно перевернуться;
    • нельзя кататься в местах скопления людей на воде – в районах пляжей, переправ, водноспортивных соревнований;
    • при необходимости залезть в лодку, делать это надо со стороны носа или кормы, чтобы не опрокинуть ее. Помните, что кто-то из находящихся в лодке может не уметь плавать.
  5. Не пользуйтесь надувными матрацы, камерами, досками особенно при неумении плавать. Даже слабый ветер способен унести их далеко от берега. Если не умеешь плавать, заходи в воду только по пояс.
  6. Не заплывайте за буйки и другие ограждения, установленные в местах для купания. Они предупреждают: дальний заплыв – это переохлаждение, мышечное переутомление, судороги, гибель.
  7. Не допускайте шалостей на воде, связанных с нырянием и захватом купающихся, не балуйтесь на воде, не пугайте других.

В последние годы большую популярность приобрёл подводный спорт и ныряние в маске. Неумение обращаться со снаряжением, баловство и детская самоуверенность нередко также заканчивается гибелью. При длительном пребывании под водой, не имея возможности возобновить запас кислорода в организме, человек может потерять сознание и погибнуть.

Порядок действий при самоспасении

  1. В воде появились судороги: свело руки или ноги. Если ты не возле берега? то сделать можно следующее:
    • cудорога пройдет, если мышцу? которую она свела? уколоть чем-то острым, например, булавкой;
    • tсли судорога свела пальцы руки, то надо резко сжать пальцы в кулак, а затем резко выбросить руку вперед и в наружную сторону (правую – вправо, левую – влево) при этом разжав резко пальцы;
    • если судорога свела икроножную мышцу, то надо принять согнутое положение и потянуть двумя руками стопу, сведенной судорогой ноги, на себя к животу и груди;
    • если судорога свела мышцу бедра, то надо обхватить руками лодыжку ноги с наружной стороны (ближе к стопе) и с силой потянуть ее назад к спине. Но самая лучшая защита от судорог – это не плавать долго, далеко от берега и не лезть в холодную воду!
  2. Если случайно хлебнул воды. Остановись, приподними голову над водой и откашляйся. Энергичные движения рук и ног помогут тебе держаться вертикально в воде, а потом приплыть к берегу.
  3. Попав в водоворот, набери побольше воздуха в легкие. Погрузись в воду и сделай сильный рывок в сторону по течению, всплывай на поверхность.
  4. Запутавшись в водорослях, не делай резких движений и рывков. Ляг на спину и постарайся мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если это не поможет, нужно подтянуть ноги к животу и осторожно освободиться от водорослей руками.
  5. Попав в сильное течение, не теряйся, не плыви против потока. Плыви по течению, постепенно смещаясь к берегу.

Важно! Основное при самоспасении – не впасть в панику, владеть собой, спокойно предпринимать все необходимые меры для выхода из создавшегося положения.

Помощь утопающему

Если вы заметили тонущего человека или услышали крики о помощи, немедленно сообщите о происшествии в службы спасения: телефон Единой службы спасения – 112. Если поблизости нет спасательной станции, некому прийти на помощь, кроме вас, оцените свои возможности и, если вы уверены в своих силах:

  • Посмотрите, нет ли рядом спасательного круга или другого предмета, способного увеличить плавучесть человека (палки, доски), бросьте его на максимальное расстояние в сторону тонущего.
  • Подплывите к нему (но не вплотную), постарайтесь успокоить и ободрить.
  • Выясните, контролирует ли он свои действия. Если тонущий не потерял самообладание, то помогите ему держаться на воде и добраться до берега, при этом он может держаться за ваши плечи.
  • Если терпящий бедствие потерял самообладание, то действовать надо осторожно, чтобы он не увлек вас за собой под воду. Подплыв, надо нырнуть под него и, взяв за ноги, вытолкнуть вверх, одновременно разворачивая его к себе спиной. Оказавшись сзади, захватите своей рукой обе руки тонущего под локти, приподнимите и разверните его лицом вверх над поверхностью воды, чтобы он мог дышать. Ваша вторая рука при этом остается свободной, и вы можете плыть и транспортировать тонущего к берегу.
  • Если человек уже погрузился под воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде не более 6 минут. Подняв потерпевшего из воды и доставив его на берег, попросите находящихся поблизости людей вызвать "Скорую помощь".

Безопасность в зимнее время

В дни школьных каникул дети находятся вне стен школы, посещают различные мероприятия, путешествуют с родителями или просто отдыхают, совершая прогулки по городу. При этом следует ознакомить их с правилами поведения в ситуациях, с которыми они могут столкнуться.

Правила поведения в общественных местах во время проведения Новогодних елок и в других местах массового скопления людей

  1. Если вы поехали на новогоднее представление, ни в коем случае не отходите далеко от близких, т.к. при большом скоплении людей легко затеряться.
  2. В местах проведения массовых новогодних гуляний старайтесь держаться подальше от толпы, во избежание получения травм.

Следует:

  • Подчиняться законным предупреждениям и требованиям администрации, милиции и иных лиц, ответственных за поддержание порядка, пожарной безопасности.
  • Вести себя уважительно по отношению к участникам массовых мероприятий, обслуживающему персоналу, должностным лицам, ответственным за поддержание общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.
  • Не допускать действий, способных создать опасность для окружающих и привести к созданию экстремальной ситуации.
  • Осуществлять организованный выход из помещений и сооружений по окончании мероприятий.
  • При получении информации об эвакуации действовать согласно указаниям администрации и сотрудников правоохранительных органов, ответственных за обеспечение правопорядка, соблюдая спокойствие и не создавая паники.

Правила поведения на общественном катке

Коньки нужно подбирать точно по ноге: только в этом случае голеностопные суставы получат хорошую поддержку, а вывихи и растяжения суставов будут практически исключены. Лучше всего надевать коньки на шерстяные носки. Шнуровать коньки нужно тщательно. Коньки должны сидеть плотно, но перетягивать шнуровку нельзя, иначе ноги онемеют. А потом смело вставай на коньки и катайся в свое удовольствие. Нахождение ребенка до 12 лет на катке возможно только при наличии сопровождающего.

Во время нахождения на катке ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Бегать, прыгать, толкаться, баловаться, кататься на высокой скорости, играть в хоккей, совершать любые действия, мешающие остальным посетителям.
  • Бросать на лед мусор или любые другие предметы. Пожалуйста, пользуйтесь мусорными баками.
  • Приносить с собой спиртные напитки и распивать их на территории катка.
  • Находиться на территории катка в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Портить инвентарь и ледовое покрытие.
  • Выходить на лед с животными.
  • Применять взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества (в том числе пиротехнические изделия).
  • Проявлять неуважение к обслуживающему персоналу и посетителям катка.
  • Во время катания на льду могут появляться трещины и выбоины. Во избежание неожиданных падений и травм просим Вас быть внимательными и аккуратными. В случае получения травмы незамедлительно сообщите об этом персоналу катка. Вам окажут помощь.
  • Помните, что администрация катка не несет ответственности за рисковые ситуации, связанные с нарушением здоровья посетителей (травмы, ушибы и др.).

Дома, на прогулках и в гостях вас могут поджидать самые неожиданные опасные ситуации. Чтобы избежать их или максимально сократить риск воспользуйтесь следующими правилами:

Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников

Во время новогодних праздников, помимо обычных правил пожарной безопасности, следует соблюдать еще несколько простых норм, которые позволят вам получить от выходных дней только положительные эмоции:

  1. Не украшайте елку матерчатыми и пластмассовыми игрушками.
  2. Не обкладывайте подставку елки ватой.
  3. Освещать елку следует только электрогирляндами промышленного производства.
  4. В помещении не разрешается зажигать бенгальские огни, применять хлопушки и восковые свечи. Помните, открытый огонь всегда опасен!
  5. Не следует использовать пиротехнику, если вы не понимаете как ею пользоваться, а инструкции не прилагается, или она написана на непонятном вам языке.
  6. Нельзя ремонтировать и вторично использовать не сработавшую пиротехнику.
  7. Категорически запрещается применять самодельные пиротехнические устройства.

Правила поведения зимой на открытых водоемах

  1. Не выходите на тонкий неокрепший лед.
  2. Места с темным прозрачным льдом более надежны, чем соседние с ним – непрозрачные, замерзавшие со снегом.
  3. Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них очень легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью.
  4. В случае крайней необходимости перехода опасного места на льду завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, если сзади движется товарищ. Переходите это место с большим шестом в руках, держа eгo поперек тела.
  5. Помогая провалившемуся под лед товарищу, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку и т.п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку, к тому же при сближении легче обломить кромку льда.
  6. Попав случайно на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.
  7. Не ходите с грузом за плечами по ненадежному льду. Если этого нельзя избежать, обязательно снимайте одну из лямок заплечного мешка, чтобы сразу освободиться от него в случае провала.
  8. При провале под лед не теряйтесь, не пытайтесь ползти вперед и подламывать его локтями и грудью. Постарайтесь лечь на спину и выползти на свой след, а затем, не вставая, отползти от опасного места.
  9. При проламывании льда необходимо:
    • Избавиться от тяжелых, сковывающих движения предметов.
    • Не терять времени на освобождение от одежды, так как в первые минуты, до полного намокания, она удерживает человека на поверхности.
    • Выбираться на лед в месте, где произошло падение.
    • Выползать на лед методом "вкручивания", т.е. перекатываясь со спины на живот.
    • Втыкать в лед острые предметы, подтягиваясь к ним.
    • Удаляться от полыньи ползком по собственным следам.
  10. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом.

Следует помнить, что наиболее продуктивные – это первые минуты пребывания в холодной воде, пока еще не намокла одежда, не замерзли руки, не развились характерные для переохлаждения слабость и безразличие. Оказывать помощь провалившемуся под лед человеку следует только одному, в крайней мере двум его товарищам. Скапливаться на краю полыньи не только бесполезно, но и опасно.

Правила поведения при переохлаждении и обморожении

Морозы при сильном ветре, длительное воздействие низких температур вызывают обморожение, и часто сильное. Обморожение возможно при небольшой температуре, но при повышенной влажности, а также если на человеке мокрая одежда. Чаще всего страдают пальцы рук, ног, ушные раковины, нос и щеки. 

Признаки переохлаждения:

  • озноб и дрожь
  • нарушение сознания (заторможенность и апатия, бред и галлюцинации, неадекватное поведение)
  • посинение или побледнение губ
  • снижение температуры тела.

Признаки обморожения конечностей:

  • потеря чувствительности;
  • кожа бледная, твердая и холодная наощупь;
  • нет пульса у лодыжек;
  • при постукивании пальцем слышен деревянный звук.

Первая помощь при переохлаждении и обморожении:

  1. Доставить пострадавшего в помещение и постараться согреть. Лучше всего это сделать с помощью ванны, температура воды в которой должна быть от 30 до 40 градусов (в случае обморожения конечностей, сначала опускают их в воду с температурой 20 градусов и за 20-30 минут доводят температуру воды до 40 градусов.
  2. После согревания следует высушить тело, одеть человека в сухую теплую одежду и положить его в постель, укрыв теплым одеялом.
  3. Дать теплое сладкое питье или пищу с большим содержанием сахара.

При обморожении нельзя:

  1. Растирать обмороженные участки тела снегом.
  2. Помещать обмороженные конечности сразу в теплую воду или обкладывать теплыми грелками.
  3. Смазывать кожу маслами.
  4. Давать большие дозы алкоголя.

Памятки и рекомендации

01 minobrnauki02_gu03_minzdrav04_potrebnadzor05_mchs13_busgovru06_mintrud15_gai-gibdd
07_rosobrnadzor08_pravogovru09_11210_minobrro11_gerb-rnd12_rostobrnadzor14_ros_obrazovanie16_dostup_sreda